Сравнительно недавно, когда конструкторы автомобилей и двигателей ещё руководствовались инженерным опытом и
здравым смыслом, а не модными веяниями и зеленушными заморочками, японцы из "Тойоты" таки замутили несколько
шикарных дизелей.
Лично я имел дело только с 2H (Лэндкруйзер 75) и 1HZ (Лэндкруйзер 80).
Движки просто фантастической надёжности и неприхотливости!
При этом никаких турбин, коммон рэйлов, директ инжекшн и прочих бантиков.
Честные вихрекамерные рядные шестёрки.
По литровой мощности эти движки больше напоминали стационарные:
2H при объёме 4 литра развивал 107 л.с., чуть более объёмистый (4,2 литра) 1HZ - около 130 л.с.
Однако что нам в том объёме? Не за плечами же его таскать.
Что интересно, найти вес силового агрегата я нигде не смог. Shipping weight всякие продаваны указывают в районе 360-400 кг
без коробки передач. Однако это вес посылочный, с упаковкой вместе, а упаковка там вельми солидная должна быть,
килограммов на 60-80 точно потянет.
А в общем и хрен бы с ним. На фоне общей массы TLC 80 в 2,5 тонны эти килограммы особой роли не играют.
Главное что движок заводится практически на любом морозе, лишь бы стартер коленвал провернул.
Работает мягко, служит долго, к качеству топлива не требователен.
Разберём подробнее 1HZ. Ибо более старый мотор в разобранном виде я увидеть не сподобился, а этот видел и щупал.
В чём секрет его долголетия?
1. Не форсирован. Совсем. Нахрена на проходимец, который зачастую едет в автономке "500 назад - 500 вперёд", ставить
истеричный "спортивный" мотор? Ему не гонки гонять, а надёжно ехать.
А если уж засел, то моща без надобности - только закопаешься глубже.
Кстати о птичках:
Возможно для кого-то будет сюрпризом, но обычные автомобильные и мотоциклетные моторы максимальную мощность
способны держать очень недолго, авиасамодельщики на этом деле здорово обожглись в девяностых, когда накинулись на
халявные иномарочные движки с разборок. Увы, в авиационные они конвертировались хреново.
Субару, Фольксваген и некоторые другие ещё более-менее работали, а в основном малолитражные "зажигалки" дохли за
несколько минут на максималке. Чуда не произошло.
2. Зверская степень сжатия 22,7 наряду с правильно расположенными свечами накаливания очень способствует уверенному
запуску даже в -40 по Цельсию. Взгляните на рисунок:
На виде с торца коленвала видим в ГБЦ ту самую вихревую камеру имени сэра Гарри Рикардо, в которую при сжатии
вытесняется воздух и в камере образуется мощный вихрь, которым подхватывается впрыснутая простой штифтовой
форсункой соляра и тут же по направлению вихря имеется свеча накаливания, которая нам очень при холодном старте
способствует.
И ещё раз повторяю: по мягкости работы с вихрекамерным никакой прямой впрыск не сравнится.
3. Привод распредвала тут тоже хитромудрый: от коленчатого крутится через шестерёнку топливный насос, а уже с него
идёт зубчатый ремень на распредвал. Таким образом жизнь ремня здорово облегчается.
Как вспомню некоторые конструкции, где бедный ремешок ГРМ ещё и помпу с генератором крутить заставляют, так сразу
разные морские слова на ум приходят.
4. Заценим теперь крышку коренных подшипников:
Ой вэй! Шо мы таки видим?! Могучая литая/фрезерованная плита (на рисунке обозванная Main Bearing Cap), которая
делает нам очень жёсткую постельку для коленвала, что его здоровью только на пользу. Некоторое неудобство в обслуживании
с лихвой компенсируется нечастой необходимостью в этом самом обслуживании.
5. Давление в топливной системе в районе 130-160 атм. Форсунки-то с одной большой дыркой, в которой штифт елозит 🙂
Сколько там в прогрессивном коммон рэйле? От 350 на пуске до 3000 на номинале?! Ну надо же...
Вот такой чудо-дизель, который тот самый Лэнд Крузер 80 по трассе всего за 10 литров солярки на 100 км передвигает.
В городе - 14 литров хватает если спокойно ездить.
Без всякой мерзкой электроники.
Мощности мало? Ну не знаю, не знаю. Если правила соблюдать, так и того вполне хватает.
Нет в мире абсолютного совершенства и вряд ли быть может, но есть красиво и по умному сделанная техника.
Кстати об инновацияхЪ:
Как вы думаете, когда появились системы впрыска дизельного топлива common rail, они же аккумуляторные?
Открываем умную книжку 1932 года (а писали её ещё раньше, т.е. отражает развитие техники где-то уровня середины 1920-х):
Находим страничку 180 и оп-па! Интересное я красной рамочкой выделил:
Кусок следующей странички тоже присовокупил, вдруг кому любопытно?
И никакой электроники, что характерно 🙂
Однако был в этой реальности, граждане-товарищи, один ещё более интересный дизелёк причём сравнительно недавно.
Но о нём в следующий раз.
https://tim-o-fay.livejournal.com/263017.html